Компания PwC Kazakhstan совместно с ассоциацией «Цифровой Казахстан» представили результаты исследования «Анализ рынка электронной коммерции» .
По их данным, объем рынка розничной электронной коммерции в Казахстане за первые 9 месяцев 2020 вырос на 93% по сравнению с аналогичным периодом 2019 - с 198 млрд тенге до 382 млрд тенге. Средний чек в тенге вырос на 63%, а количество транзакций - на 18%.
В исследовании приняли участие крупнейшие игроки рынка e-commerce в Казахстане: Mechta.kz, Sulpak, Kaspi.kz, «AliExpress Россия», Казпочта и другие респонденты, пожелавшие сохранить конфиденциальность. Анализируемый период охватывает 9 месяцев 2019 и 2020 (с января по сентябрь).
Пандемия COVID-19 и введение жестких ограничительных мер в Казахстане и в большинстве стран спровоцировало изменения потребительской культуры в обществе, сделав вынужденный резкий переход от офлайн-покупок в режим онлайн.
За I квартал 2020 по сравнению с I кварталом 2019 продажи выросли на 47% в тенге и на 42% в долларах соответственно. Но количество транзакций сократилось на 9%, что означает значительный рост среднего чека (62% в тенге и 57% в долларах).
Во II квартале 2020 продажи в тенге выросли на 34% на рынке розничной электронной торговли по сравнению с I кварталом 2020, что составило 113 млрд тенге, но средний чек уменьшился на 4% в долларах.
Однозначно, количество потребителей сектора e-commerce возросло за анализируемый период. Но отмечается незначительное снижение средней суммы покупок (с $51 до $49). Возможно, это обусловлено снижением покупательской способности, изменением предпочтений в покупках (больше стали руководствоваться необходимостью, а не предпочтением).
Во II квартале 2020 по сравнению со II кварталом 2019 на 16% увеличилось число транзакций, связанных с онлайн-покупками.
Анализ III квартала 2020, периода постлокдауна, отмечен ростом продаж в секторе электронной торговли на значительные 65% в местной и иностранной валюте по сравнению со II кварталом 2020. Таким образом, рынок электронной коммерции в III квартале достиг 186 млрд тенге.
Крупнейшие игроки рынка e-commerce Казахстана считают, что в период пандемии все получили большой опыт торговли в сфере онлайн - как покупатели, так и продавцы.
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), кризис COVID-19 значительно ускорил распространение электронной торговли в сторону создания новых фирм, клиентов и типов продуктов.
Рынок e-commerce Казахстана получил стремительное развитие за 9 месяцев 2020. Но, по мнению многих респондентов, уровень проникновения электронной коммерции все еще достаточно низкий в стране.
created with
Website Builder Software .